Я рада, что вы зашли на страничку юного разработчика. Эта страничка пока находится в стадии разработки, но в дальнейшем вы сможете на ней найти информацию не только о Бетховене, но и о других классиках. Здесь вы познаете много интересной и увлекательной информации. Если у вас есть интересная информация для этого сайта или какие-нибудь картинки, то кидайте мне на "мыльницы" по адресу: sysadmin@navigator.lv

Бетховен

Людвиг Ван Бетховен (17.12.1770, Бонн - 26.03.1827, Вена) немецкий композитор. Родился в семье флам. происхождения. Дед Бетховена был руководителем придворной боннской капеллы, отец - придворным певцом. Бетховен рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также скрипке. С 1781 занятиями Бетховена руководил Х. Г. Нефе - композитор, органист и видный эстетик. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1789 году он слушал лекции по философии в Боннском университете. Взгляды Бетховена на явления политической и социальной жизни отличались воинствующим демократизмом и свободолюбием. В формировании республиканских убеждений композитора огромную роль сыграли революционные события во Франции 1789 и антифеодальное движение в Рейнской области. Увлечение Бетховена музыкой революционной Франции оставило значительный след в его творчестве.

Композиторская деятельность началась в 1782 (вариации для клавира на тему марша комп. Э. К. Дреслера) две юношеские кантаты (1790) - первые вокально-симфонические сочинения Бетховена. В 1787 юный Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у В. А. Моцарта. В 1792 он навсегда покинул родину и переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной целью Бетховена при переезде в Вену было совершенствование в композиции под руководством Й. Гайдна. Однако занятия с Гайдном длились недолго. Среди учителей Бетховена были также И. А. Альбрехтсбергер и А. Сальери. Бетховен быстро завоевал известность и признание - сначала как лучший в Вене пианист и вдохновенный импровизатор, а позже как композитор. Яркое новаторское творчество Бетховена вызывало ожесточенные споры. Игра Бетховена соединяла глубокий, бурный драматизм и широкую, певучую кантилену.

В расцвете творческих сил Бетховен проявил колоссальную работоспособность. В 1801 - 1812 проявляются такие выдающиеся произведения, как соната до диез минор (т.е. "Лунная", 1801 год), юношески жизнерадостная вторая симфония (1802), "Крейцеровая соната" (1803), сонаты "Аврора" и "Аппассионата" (1804), опера "Фиделио" (1805), четвертая симфония (1806), выражающая романтическое восприятие природы. В 1808 году Бетховен закончил одну из наиболее популярных симфонических произведений - пятую симфонию и одновременно "Пасторальную" (шестую) симфонию, в 1810 году - музыку к трагедии Гете "Эгмонт", в 1812 - седьмую ("апофеоз танца", по определению Р. Вагнера) и восьмую ("юмористическую", по выражению Р. Роланда) симфонии.

С двадцатисемилетнего возраста Бетховен страдал глухотой, все время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его в общении с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться.

Годы 1813 - 1817 отмечены понижением творческой деятельности. С 1818 начинается новый подъем творчества композитора; он создает свои последние 5 фортепьянных сонат (1816 - 1822) и 5 струнных квартетов (1823 - 1826). Вершина творчества "позднего" Бетховена - девятая симфония (1824).

К концу жизни Бетховен испытывал тяжелую материальную нужду и одиночество. Он не слышал даже самых громких звуков оркестра, для общения с собеседниками он пользовался тетрадями. Композитор находил поддержку только среди небольшого круга друзей, разделявших его передовые взгляды.

Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Основное содержание героического по замыслу произведения Бетховена можно выразить словами: "Через борьбу к победе". Диалектическая борьба противоречий жизни находит у Бетховена яркое художественное воплощение, особенно в произведениях сонатной формы - симфониях, увертюрах, сонатах, квартетах и т.д. Бетховен широко разработал принцип сонатности, основанный на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой тем, а также противоречивых элементов внутри отдельных тем. По сравнению с произведениями непосредственных предшественников Бетховена по венской классической школе - В. А. Моцарта и Й. Гайдна - бетховенские симфонии и сонаты выделяются большими масштабами построения, основной тематический материал подвергается интенсивной протяженной разработке, углубляется связь между разделами формы, обостряются противоречия между контрастирующими эпизодами, темами. Бетховен исходил из оркестрового состава, утвержденного Гайдном, и лишь немного его расширил, но при этом добивался огромной мощи оркестрового звучания, ярких контрастов. Бетховен преобразил старинный менуэт, входивший в состав симфонии и сонат, в скерцо, придав этой "штуке" широкий выразительный диапазон - от могучего искрящего веселья (в третьей симфонии) до выражения тревоги, беспокойства (в пятой симфонии). Особая роль отведена Бетховенским финалам в симфониях и кодам (заключениям) в увертюрах, симфониях и сонатах; они призваны выразить победные чувства.

Бетховен - величайший композитор-симфонист. Он создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симфонические произведения. К высшим достижениям бетховенского симфонизма принадлежат третья ("Героическая") и пятая симфонии; идея последней выражена композитором в словах: "Борьба с судьбой". Активным героическим характером отличается пятый фортепьянный концерт, созданный в одно время с пятой симфонией. Шестая симфония, содержащая ряд реалистических картин сельской жизни, отразила восторженную любовь Бетховена к природе.

Вершина всей творческой жизни композитора - девятая симфония. Бетховен впервые в истории этого жанра ввел хоровой финал ("К радости" на слова Ф. Шиллера). Развитие основного образа симфонии идет от грозной и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радости в финале. Близка к девятой симфонии по своему замыслу "Торжественная месса" (1823) - величественное монументальное произведение филофсоского характера, мало связанное с традициями культовой музыки.

Единственная опера Бетховена "Фиделио" (поставленна 1805 год, Вена, вторая ред. - 1806 год, третья - 1814) посвещена героическому поступку женщины, спасшей от смерти своего мужа - жертву мстительности и произвола губернатора - и разоблачившей тирана перед народом. Стилистически "Фиделио" примыкает к типу "оперы спасения", возникшему в период Великой Французской революции, и вместе с тем открывает путь к симфонизации оперы. Героической теме посвящен и балет Бетховена "Творения Прометея" (поставленна С. Вигано, 1801).

Камерная музыка Бетховена включает в 32 фортепьянные сонаты (не считая 6 юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепьяно, 16 струнных квартетов, 7 фортепианных трио и много других ансамблей (струнные трио, септет для смешанного состава). Лучшие камерные сочинения Бетховена - сонаты "Патетическая", "Аппассионата" для фортепьяно, "Крейцерова соната" для скрипки и фортепиано, и других - отличаются масштабностью замыслов, страстным, напряженным драматизмом, смелым расщирением выразительных средств инструментов. Среди квартетов Бетховена центральное место принадлежит трем квартетам, опус 59 (написанны по казусу русского посла в Вене А. К. Разумовского), сочитающим проникновенный реализм с яркой народностью образов (в двух из этих квартетов использованны мелодии русских народных песен). В последних камерных сочинениях Бетховена - сонатах для фортепьяно №№ 28 - 32 и квартетах №№ 12 - 16, проявляются стремления к углубленной, сосредоточенной выразительности, а также к ричудливости форм, субъективной созерцательности, предвосхитивших искусство композиторов-романтиков.

Новизна и значительность содержания музыки Бетховена обусловили расширение рамок существующих музыкальных форм и глубокое преобразование всех видов музыкального творчества. Решающим этапом в историческом развитии концертного жанра появились четвертый и пятый концерты для фортепьяно и скрипичный концерт Бетховена, представляющие собой синтез симфонии и концерта. Значительным изменениям подверглась и форма вариаций, занимающая у Бетховена первое место после сонатной (выдающийся образец - 32 вариации до минор для фортепьяно).

Совершенно новый жанринструментальной миниатюры создал Бетховен на основе танцев и других небольших пьес старинной сюиты - "багатители"(мелочи, пустяки).

Вокальное наследие Бетховена состоит из песен, св. 70 хоров, канонов. От куплетных песен, арий и од, где текст играл подчиненую роль, Бетховен постепенно пришел к новому типу песен, в котором каждой строке поэтического текста соответствовала новая музыка (песни на слова И. В. Гете, среди которых "Миньона", "Лейтесь вновь, слезы любви", "Сердце, сердце" и другие). У него впервые встречаются объединение ряда песен-романсов в единственный цикл с полследовательно раскрывающимся замыслом ("К далекой возлюбленной", на тексты А. Ейтелеса, 1816). Песня "О блохе" - единственный текст их "Фауста" Гете, воплощенный Бетховен, хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку к "Фаусту". Бетховен обработал 188 песен разных народностей для голоса с инструментальным сопровождением, сделал фортепьяные приложенеия народных песен (в том числе русских и украинских). Во многие инструментальные сочинения ввел народные мелодии.

Творчество Бетховена - одна из вершин в истории мирового искусства вся его жизнь. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе генианую музыкальную одаренность с кипучим, бунтарским темпераментом, наделенного несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознанииобщестенного долга, составляла отлечительную черту Бетховена - музыканта-гражданина...

Дальше

Сайт создан в системе uCoz